«Назад

Товар, проданный со скидкой

Товар, проданный со скидкой

В Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю неоднократно обращались граждане с таким вопросом: на распродаже купил вещь (обувь, одежду и др.), но, рассмотрев ее внимательно дома, обнаружил, что она бракованная (или же, например, просто не подошла по размеру). В магазине эту вещь забирать отказываются, ссылаясь на то, что товар, проданный со скидкой, обмену и возврату не подлежит. Так ли это?

Что такое скидка? Скидка – одно из условий сделки, определяющее размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре о сделке. Величина скидки зависит от вида сделки, объема продаж. Скидка может быть, например, сезонной – это когда продавец уменьшает цену товара в период его несезонной продажи.

Скидки – это маркетинговый ход продавца для быстрой распродажи товара, и эти действия не должны ущемлять прав покупателя.

Рассмотрим различные случаи: во-первых, когда приобретенный со скидкой товара не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации; во-вторых, когда приобретенный товар оказался ненадлежащего качества.

Определимся сразу, что все отношения между продавцом и покупателем регулируются Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон). В настоящем Законе отсутствуют положения, запрещающие возврат или обмен товара, купленного со скидкой.

Итак, рассмотрим первый случай.

В соответствии со статьей 25 Закона потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Необходимо отметить, что в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 обмену и возврату не подлежат следующие товары:

товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты;

предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);

парфюмерно-косметические товары;

текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж;

швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные);

изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов);

товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;

мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);

изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;

автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;

технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства);

гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;

животные и растения;

непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Предлагаем потребителям ознакомиться с данным Перечнем и быть очень внимательными при выборе товара, так как, в случае, если вы приобрели товар, включенный в данный Перечень, но он вам просто не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, продавец имеет полное право отказать вам в требовании обменять такой товар или вернуть за него деньги.

Что делать, если магазин отказывается удовлетворить ваши требования по обмену товара или расторжению договора купли-продажи и возврату ранее уплаченной суммы?

В таком случае необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией с указанием вашего требования. В случае необоснованного отказа продавца в удовлетворении вашего требования, можно обратиться с исковым заявлением в суд.

Вариант второй: приобретенный на распродаже товар имеет дефекты. Здесь необходимо уточнить следующее: при продаже продавец уведомил вас надлежащим образом об имеющихся дефектах, но вы при этом дали свое согласие на приобретение товара. Или же дефекты вами были обнаружены только после покупки, и вы о них предупреждены не были.

В соответствии с п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55, если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

Итак, продавец объявил распродажу товара, но надлежащим образом предупредил, что товар имеет недостатки. В таком случае, продавец вправе отказать вам в возврате или обмене товара.

А как быть в тех случаях, когда было обнаружено, что товар оказался ненадлежащего качества, а вас об этом не предупредили.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Продавец обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В случае несогласия с заключением экспертизы, вы вправе обжаловать данное заключение в судебном порядке.

В соответствии со ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Еще необходимо помнить, что на ряд непродовольственных товаров установлены сезонные сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товаров сезонного назначения (одежда, обувь, меховые изделия, спортивные товары).

Постановлением администрации Алтайского края от 26.11.2002 № 628 «Об установлении сроков сезонности на отдельные виды товаров» установлены следующие сезонные сроки:

для товаров зимнего ассортимента - с 15 октября по 15 марта;

для товаров весеннего ассортимента - с 15 марта по 15 мая;

для товаров летнего ассортимента - с 15 мая по 15 августа;

для товаров осеннего ассортимента - с 15 августа по 15 октября.

Что это означает: например, если вы приобрели шубу на распродаже в августе, а недостатки в ней выявились только в январе, гарантийные сроки по товарам сезонного назначения, приобретенным вне сезона, исчисляются с момента наступления соответствующего сезона.

Какие выводы из выше сказанного можно сделать:

1. Даже если вы купили товар на распродаже, ваши отношения с продавцом регулируются с Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

2. Если непродовольственный товар надлежащего качества не подошел вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, можно обменять этот товар в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки;

3. Если аналогичный товар отсутствует в продаже на день вашего обращения к продавцу, вы вправе потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Данное требование подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара;

4. Продавец не вправе отказать вам в удовлетворении ваших требований в случае:

- если товар надлежащего качества не был в употреблении;

- сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки;

- а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ;

- отсутствие у вас товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает вас возможности ссылаться на свидетельские показания;

5. Продавец вправе отказать вам в удовлетворении ваших требований в случае:

- если товар входит в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену или возврату;

- если вы были надлежащим образом предупреждены об имеющихся в товаре недостатках.

6. В случае обнаружения в товаре недостатков, о которых вы не были предупреждены продавцом, вы вправе обратиться к продавцу с письменной претензией, в которой указывается ваше требование (см. ст. 18 Закона). Продавец должен провести проверку качества, а в случае необходимости – экспертизу товара. В случае несогласия с заключением экспертизы, вы вправе обжаловать данное заключение в судебном порядке.

7. На ряд товаров установлены сезонные сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков.

Уважаемые потребители! Приобретая на распродажах товары со скидкой, помните, что ваши отношения с продавцом регулируются Законом «О защите прав потребителей», отстаивайте свои права!