«Назад

Ответы на вопросы предпринимателей, поступившие в ходе публичных обсуждений правоприменительной практики Управления за 2 квартал 2018 года

Ответы на вопросы предпринимателей, поступившие в ходе публичных обсуждений правоприменительной практики Управления за 2 квартал 2018 года

Вопрос:

При трудоустройстве по внешнему совместительству, работник, осуществляющий деятельность в сфере здравоохранения, должен предоставить копию медицинской книжки с результатами медицинского осмотра?

Ответ:

Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работниками регламентировано Приказом Минздрасоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – приказ № 302н от 12.04.2011).

Работники, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу и периодические осмотры с периодичностью и в объемах, предусмотренными указанным приказом № 302н от 12.04.2011.

Результаты предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров вносятся в амбулаторную карту, паспорт здоровья, оформляется Заключение, подписанное председателем медицинской комиссии и заверенное печатью медицинской организации, проводившей медицинский осмотр. Один экземпляр паспорта здоровья и Заключения выдаются на руки работнику. Данные о прохождении медицинских осмотров также подлежат внесению в личные медицинские книжки для контингентов, определенных приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от 20 мая 2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте». Согласно данного приказа утверждена форма личной медицинской книжки для работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Работники, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, в данный приказ не внесены.

Таким образом, при трудоустройстве по внешнему совместительству, работник, осуществляющий деятельность в сфере здравоохранения, может предоставить копию документа о результатах прохождения предварительного медицинского осмотра и периодического медицинского осмотров.

Таким документом может быть заключение, подписанное председателем медицинской комиссии и заверенное печатью медицинской организации, проводившей медицинский предварительный и периодический осмотр. При этом, при трудоустройстве по внешнему совместительству, работник, осуществляющий деятельность в сфере здравоохранения, может предоставить копию личной медицинской книжки в случае ее добровольного оформления.

В случае, если таким работником не пройден медицинский предварительный осмотр, он обязан его пройти в объеме, предусмотренном приказом № 302н от 12.04.2011.

 

Вопрос:

Интересует адрес сайта по защите прав предпринимателей и телефон «горячей линии»?

Ответ:

Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Алтайском крае является Нестеров П.А. (сайт: http://ombudsmanbiz22.ru: адрес электронной почты: upred-ak@mail.ru сайт, телефон: 3852) 55-65-10).

Направить обращение в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю (далее – Управление), задать вопрос в форме электронного сообщения можно путем заполнения специальной электронной формы на Едином портале Роспотребнадзора для подачи обращений граждан, которая размещена на официальном сайте Управления (e-mail: mail@22.rospotrebnadzor.ru) на главной странице в разделе «прием обращений граждан»).

Для направления сообщения необходимо следовать информация о правилах заполнения электронной формы обращений.

В Управлении действует «горячая линия» для граждан тел.: 8(385-2)24-99-59; 8(385-2) 66-54-27.

Обратиться по «горячей линии» можно в часы работы Управления: понедельник – четверг (с 8-30 до 17-15), пятница (с 8-30 до 16-00), обед (с 12-45-13-15).

 

Вопрос:

Правомерно ли выявление сотрудниками Роспотребнадзора иных нарушений, не указанных в обращении потребителя (не предусмотренных в распоряжении о проведении проверки)? Например: цель проверки – ценообразование, а выявленные нарушения – продукция с истекшим сроком годности?

Ответ:

При проведении проверки по обращению потребителя могут рассматриваться только те вопросы, которые указаны в обращении. Однако, в соответствии с требованиями ч.1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является также непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Например, при рассмотрении жалобы на завышение цены на реализуемое детское питание сотрудником Роспотребнадзора может быть непосредственно обнаружено, что указанное детское питание находится в реализации с истекшим сроком годности. Таким образом, непосредственное обнаружение правонарушения может касаться только тех продуктов, которые указаны в обращении.

 

Вопрос:

Нужно ли проходить санитарно-гигиеническое обучение таким работникам образования, как сторож, истопник, кочегар?

Ответ:

Требования санитарного законодательства по проведению профессиональной гигиенической подготовки и аттестации персонала образовательных организаций регулируются соответствующими санитарными правилами и нормативами (далее – СанПиН).

Согласно требований СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» персонал дошкольных образовательных организаций проходит аттестацию на знание настоящих санитарных норм и правил не реже 1 раза в 2 года, для персонала пищеблока, а также лиц, участвующих в раздаче пищи детям, - не реже 1 раза в год (п. 19.1.);

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и далее с периодичностью не реже одного раза в 2 года (п.11.9.).

 

Вопрос:

Торговля алкогольной продукцией после 21 часа торговыми сетями «Заправка», «Шпачек» и т.д.?

Ответ:

Управление, в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 № 754, осуществляет контроль (надзор) за соблюдением федерального законодательства: Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», который ограничивает продажу алкогольной продукции после 23 часов.

Контроль за соблюдением региональных законов не входит в компетенцию Управления.

По данному вопросу необходимо обращаться в органы внутренних дел и органы местного самоуправления.

 

Вопрос:

Правомерна ли плановая проверка чаще чем 1 раз в 3 года в отношении одного и того же юридического лица, осуществляющего деятельность в разных регионах? Например: в Алтайском крае проверка магазина проводилась в 2017 г., а в Республике Алтай проверка магазина этого же юридического лица запланирована на 2018 год?

Ответ:

Да, правомерна, т.к. формирование плана проверок Управлениями Роспотребнадзора по субъектам РФ осуществляется отдельно по каждому субъекту РФ, независимо друг от друга (согласно ч.4, ст.13 Федерального закона от 28.12.2008 №294-ФЗ).

 

Вопрос:

Разработка и поддержание ХАССП обязательно или нет?

Ответ:

В соответствии с требованиями ч.2 статьи 10 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП.

 

Вопрос:

Почему не осуществляется надзор за несанкционированной торговлей в ночное время, за предприятиями общественного питания без регистрации в Быстроистокском районе?

Ответ:

Надзор за несанкционированными объектами не входит в компетенцию Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю.

Право применять меры административного воздействия по статье 14.1. КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации) делегировано органам внутренних дел и налоговой службе.

 

Вопрос:

Как контролируется в Алтайском крае содержание микронутриентов, прежде всего витаминов и микроэлементов, в продуктах питания, поступающих в детские образовательные, медицинские учреждения, предприятия розничной торговли и общественного питания?

Ответ:

При проведении плановых проверок Управлением в обязательном порядке осуществляется выборочный лабораторный контроль за качеством и безопасностью поступающих и реализуемых пищевых продуктов, в том числе по содержанию витаминов и микроэлементов.

С результатами лабораторных исследований отдельных видов пищевой продукции на содержание микронутриентов, а также с перечнем изготовителей Алтайского края, вырабатывающих пищевую продукцию, обогащенную микронутриентами, можно ознакомиться на официальном сайте Управления в разделе «Документы», где размещен доклад руководителя Управления «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Алтайском крае в 2017 году».

 

Вопрос:

Много вопросов по программе «Меркурий», мало информации?

Ответ:

Автоматизированная информационная система «Меркурий» предназначена для электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов при их производстве, обороте и перемещении по территории Российской Федерации. По всем вопросам, связанным с данной информационной системой, необходимо обращаться в Управление Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.

 

Вопрос:

Вступил ли в силу закон о цветовой маркировке пищевых продуктов?

Ответ:

В настоящее время введены в действие методические рекомендации МР 2.3.0122-18 «Цветовая индикация на маркировке пищевой продукции в целях информирования потребителей». Данная цветовая индикация не относится к показателям, отражающим наличие опасности потребляемой пищевой продукции, является добровольной и предназначена для обеспечения возможности предоставления потребителю более детальной и наглядной информации о содержании в ней отдельных веществ в целях осуществления им осознанного и правильного выбора пищевой продукции в пользу здорового питания.

 

Вопрос:

Основания для проведения внеплановой выездной проверки? Основания для проведения внеплановой документарной проверки?

Ответ:

Согласно п.4. ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 22.02.2017) (далее по тексту – ФЗ № 294-ФЗ) внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки или выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11и 12настоящего Федерального закона.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Так, согласно части 2 ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ основаниями проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

(п. 1.1 введен Федеральным закономот 03.07.2016 № 277-ФЗ)

2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

г) нарушение требований к маркировке товаров;

(пп. «г» введен Федеральным закономот 18.04.2018 N 81-ФЗ)

2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1и 2 статьи 8.1настоящего Федерального закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении овиде федерального государственного контроля (надзора);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Таким образом, данная статья определяет основания для проведения внеплановой проверки как выездной, так и документарной.

 

Вопрос:

Нужна ли спецодежда для посещения туалетной комнаты для работников пищеблока?

Ответ:

В соответствии с требованиями санитарных правил работники организаций общественного питания при посещении туалета обязаны снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом. Требования по наличию спецодежды для посещения туалетной комнаты действующим законодательством не предусмотрены.

 

Вопрос:

О необходимости запрета размещения продуктовых магазинов в жилых домах в связи с ухудшением условий проживания.

Ответ:

В соответствии с требованиями СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях. При этом, деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения.

По вопросу ухудшения условий проживания от деятельности предприятий торговли (шум от разгрузки товара, от работы холодильного оборудование и др.) Вы можете обратиться с жалобой в адрес Управления (Алтайский край, г. Барнаул, ул. М. Горького, 28) или его территориального отдела. Также, направить обращение можно по электронной почте с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

 

Вопрос:

Мы купили душевую кабину и установили её. Спустя 2 месяца эксплуатации в ней лопнуло и выпало стекло. Причем произошло это в момент, когда в душе находился ребенок. В магазине нам пообещали заменить лопнувшее стекло, однако никаких действий предпринято не было, хотя мы были согласны оплатить стоимость нового стекла. После 1,5 лет обещаний нам последовал отказ, мотивированный тем, что за этот срок сотрудники магазина так и не смогли найти подходящего по размеру стекла. Вместо замены нам посоветовали установить поликорбанат в место, где раньше находилось стекло.

Ответ:

Как следует из вопроса, Вами приобретен товар (душевая кабинка), в процессе эксплуатации которого был выявлен недостаток (раскололось и выпало стекло).

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В своем вопросе Вы указываете, что предъявляли продавцу требование заменить товар ненадлежащего качества.

С данным требованием продавец согласился, однако действий по замене товара до настоящего времени не предпринял.

Из текста Вашего вопроса не представляется возможным определить, в какой форме Вы предъявляли свои требования к продавцу (устной или письменной).

Документом, подтверждающим Ваше обращение к продавцу будет являться претензия, оформленная в письменном виде с подтверждением ее получение продавцом, а факт удовлетворения (или отказа в удовлетворении) заявленных Вами требований будет подтверждаться ответом продавца на претензию.

Наличие вышеуказанных документов будет являться доказательственной базой, в случае разрешения спора в суде.

Если Вы не обращались с письменной претензией к продавцу, разъясняем: Вам необходимо направить письменную претензию в адрес продавца с указанием конкретных требований (в Вашем случае – заменить стекло в душевой кабине взамен лопнувшего). Один экземпляр претензии вручается руководителю или другому ответственному лицу под роспись (с указанием фамилии и должности) с отметкой о дате вручения на втором экземпляре, который остаётся у потребителя.

Если вручить претензию лично не представляется возможным, Вы имеете право направить ее на адрес продавца заказными почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Кроме того, следует иметь в виду, что статьей 19 Закона предусмотрено, что потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В соответствии со ст. 21 Закона продавец обязан удовлетворить требование потребителя о замене товара ненадлежащего качества в течение двадцати дней со дня предъявления соответствующего требования.

В случае отказа продавца удовлетворить Ваши требования в добровольном порядке, а также в случае не получения ответа на претензию в установленные Законом сроки, в соответствии со ст. 11 ГК РФ Вы имеете право обратиться за защитой своих нарушенных прав в органы судебной власти.

Согласно п. 2 ст. 17 Закона, потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

В исковом заявлении необходимо указать наименование суда, в который подается заявление; наименование истца, ответчика, местонахождение (адрес, телефон и др.); цену иска, размер неустойки, а также размер морального вреда. Исковое заявление составляется в трех экземплярах, из которых по одному экземпляру направляются ответчику, суду.

Если в результате эксплуатации товара ненадлежащего качества, Вам были причинены физические и нравственные страдния (как следует из обращения, стекло упало рядом вВашим ребенком), на основании ст. 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которого определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Кроме того в соответствии со ст. 23 за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Согласно ч. 1 ст. 47 ГПК РФ, ст. 40 Закона Управление может до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя. В связи с чем, Вы вправе обратиться в суд с заявлением-ходатайством о привлечении Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю для дачи заключения по Вашему делу.