«Назад

О применении риск-ориентированного подхода при планировании Управлением надзорной деятельности в 2018 году

О применении риск-ориентированного подхода при планировании Управлением надзорной деятельности в 2018 году

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор отнесен к видам государственного контроля (надзора), который осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
 
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенному классу (категории) опасности.
 
Отнесение к категории риска проводится расчетным путем, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806, в котором учитывается такие показатели как:
 
тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия;
 
показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятность нарушения обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности;
 
показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определённого вида деятельности;
 
показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора.
 
Расчет категории для объектов, подлежащих надзору, осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
Таким образом, отнесение объекта к той или иной категории риска зависит от таких факторов как:
 
вид деятельности производственных объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащего надзору;
 
численность населения, находящегося под влиянием деятельности объекта надзора (условия труда, выпускаемая продукция, оказываемые услуги, сбросы в водоемы, выбросы в атмосферный воздух, загрязнение почвы);
 
наличие на объекте неудовлетворительных факторов среды обитания, подтвержденных лабораторно за 3 года;
 
связь объекта с заболеваемостью населения;
 
наличие неоднократных подтвердившихся жалоб на действия хозяйствующих субъектов;
 
количество выявленных нарушенных пунктов санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей за 3 года.
 
Периодичность проведения плановых проверок соблюдения санитарно-эпидемиологических требований определена в зависимости от присвоенной категории риска:
 
чрезвычайно высокий риск причинения вреда – один раз в календарном году;
 
высокий риск причинения вреда – один раз в 2 года;
 
значительный риск причинения вреда – один раз в 3 года;
 
средний риск причинения вреда – не чаще чем один раз в 4 года;
 
умеренный риск причинения вреда – не чаще чем один раз в 6 лет;
 
низкий риск причинения вреда – плановые проверки не проводятся.
 
Исходя из этого, планирование проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год осуществлялось с учетом оценки потенциального риска причинения вреда здоровью хозяйствующими субъектами.
 
На 01.12.2018 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запланировано 1276 проверок.
 
В структуре плана проверок на 2018 год наибольший удельный вес – 86% занимают проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения и в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг.
 
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» субъекты малого предпринимательства вносятся в планы проверок только как нарушители, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения или административного приостановления деятельности. В план Управления включены проверки 5 субъектов, в отношении которых были приняты судом решения о приостановлении деятельности.
 
Кроме того, в план включено 92 субъекта малого предпринимательства, осуществляющих деятельность, соответствующую перечню, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944, а именно в сферах здравоохранения, образования и социальной сфере.
 
План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год размещен на официальном сайте Управления до 31 декабря 2017 года, ознакомиться с ним можно по ссылке.