«Назад

Итоги работы Консультационного центра ФБУЗ за 2016 год

Итоги работы Консультационного центра и консультационных пунктов по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» за 2016 год

За 2016 год специалистами консультационного центра и консультационных пунктов по защите прав потребителей Бюджетного учреждения проведено 6405 просветительских мероприятий, что на 199 мероприятие больше, чем за аналогичный период 2015 года. Прирост составил 3,2%.

Для проведения мероприятий просветительского характера использовались следующие формы:

- лекции, информационные семинары для обучающихся по программам профессиональной гигиенической подготовки;

- групповые консультации работников предприятий потребительского рынка,

- семинары по вопросам потребительского законодательства среди различных групп населения (учащихся, пенсионеров, работников сферы услуг и торговли);

- факультативы, уроки, беседы, практикумы, конкурсы, игры для студентов и учащихся.

За 2016 год в мероприятиях по просвещению приняли участие более 120 000 человек.

Другим не менее важным направлением и эффективным средством информирования стала организация самостоятельной работа (самоинформирование) граждан с нормативно-правовыми документами и информационно-методическими материалами в сфере защиты прав потребителей и санитарного благополучия населения.

Для реализации права потребителей на самоинформирование за 2016 год была проведена следующая работа:

- база нормативно-методической документации в сфере защиты прав потребителей (инфотека) была пополнена 429 актуальным материалом;

- банк судебных решений пополнен 127 решениями судов Алтайского края;

- на стендах, выставках, светодиодных экранах было размещено 364 информационных материала по потребительской тематике;

- разработано, актуализировано и тиражировано 486 информационно-методических материала по актуальным вопросам здорового питания, защиты прав потребителей, организации торговли, оказания услуг.

За 2016 год распространено 41150 экземпляров памяток и информационных листов, разработанных специалистами по защите прав потребителей Бюджетного учреждения по наиболее актуальным темам потребительских взаимоотношений, 3700 экземпляров печатной информационной продукции, переданной Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю в рамках реализации Проекта «Содействие повышения уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Консультационным центром и пунктами по защите прав потребителей активно использовались возможности СМИ.

В отчетном периоде:

- 73 выступления прошло на радио, телевидении;

- размещено 56 публикаций в печатных изданиях, в том числе в журнале «Алтайский вестник Роспотребнадзора»;

- 431 материал размещен на сайтах ФБУЗ по АК, муниципальных образований и сайтах другой принадлежности.

Всего в течение 2016 год в средствах массовой информации размещено 560 информационных материалов по потребительской тематике, что на 198,9% больше чем в 2015 году (2015 – 467 материала).

Одним из важных направлений работы по защите прав потребителей по-прежнему является:

- оказание консультативной и практической помощи в целях обеспечения осознанного выбора товара, работы, услуги, формирования потребительской грамотности;

- оказание правовой помощи в разрешении споров между хозяйствующими субъектами и потребителями, а именно:

- разъяснение потребительского законодательства;

- выбор алгоритма действий потребителей в складывающейся ситуации;

- правовой анализ текстов договоров на предмет наличия условий, ущемляющих права потребителей и соответствия договоров соответствующих действующему законодательству;

- досудебная практическая помощь в составлении документов (претензий, ходатайств, заявлений, писем, обращений, запросов и т.д.);

- анализ перспективы судебного разбирательства;

- практическая помощь по составлению исковых заявлений в суд, апелляционных жалоб, возражений на апелляционные жалобы и т.д.;.

Консультации проводятся:

- на личном приеме;

- по телефону;

- с использованием электронных коммуникаций

- посредством почтовой связи.

С целью повышение эффективности обеспечения контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю и реализации потребителями возможностей самозащиты, консультационная работа специалистов организована:

- в консультационном центре и пунктах Бюджетного учреждения;

- в общественных приемных Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю и его Территориальных отделах;

- на выездных мероприятиях в удаленных районах Алтайского края.

Подразделениями Бюджетного учреждения за 2016 год была оказана консультационная и практическая помощь 15742 потребителям, что на 1710 единиц больше, чем в 2015 году. Прирост составил – 12,2%.

Консультативная помощь оказывается всем обратившимся в соответствии с действующими законами и нормативно-правовыми актами. В случае необходимости оказывается помощь в оформлении претензий в адрес хозяйствующих субъектов - нарушителей потребительского законодательства.

В 2016 году помощь в оформлении претензионных требований оказана в 4250 случаях, что на 1,2 % меньше, чем в 2015 году (2015 – 4303).

Потребителям, не урегулировавшим отношения с субъектом хозяйственной деятельности в добровольном порядке, оказывается помощь в реализации права на обращение за судебной защитой.

Всего год оказана помощь в оформлении 333 исковых заявления, произошло снижение показателя по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 42,4% (2015 – 578).

Снижение показателей по оказанию практической досудебной помощи можно связать с тем, что граждане имеют возможность и навыки, используя предоставленные специалистами учреждения материалы на сайте учреждения, а также получая квалифицированную консультацию специалистов, самостоятельно оформлять необходимые им документы.

Проведение работы по данному направлению обеспечивает участие Бюджетного учреждения в формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей, формирование у населения навыков рационального потребительского поведения.

При наличии в обращении фактов, свидетельствующих о нарушении обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей и (или) санитарного благополучия населения, обратившимся оказывается практическая помощь в оформлении жалоб, заявлений в органы надзора и контроля.

За 2016 год 253 потребителям оказана помощь в оформлении обращений и жалоб, что осталось на уровне 2015 года (2015 - 252).

При содействии специалистов по защите прав потребителей Бюджетного учреждения по информации, предоставленной потребителями, им за год возвращено 11602,8 тыс. рублей (2015 - возвращено 10829,1 тыс. рублей). Произошел рост показателя на 7,1%.

В течение всего отчетного периода специалисты ФБУЗ принимали активное участие в организации и проведении международных, всероссийских и региональных акциях, напрямую или косвенно связанных с защитой потребительских прав.

В рамках акций по повышению финансовой грамотности было проведено более 70 масштабных мероприятий: дни открытых дверей, «Горячие телефонные линии» (11), семинары, беседы, индивидуальные и групповые консультации, открытые уроки, игры, викторины, анкетирование (23), выставки литературы (6), информационных материалов (30). Планы мероприятий и результаты их проведения освещались на официальном сайте Бюджетного учреждения.

Специалисты по защите прав потребителей приняли участие:

- в организации ежегодного конкурса по основам потребительских знаний среди учащихся общеобразовательных организаций г. Барнаула и подготовке команд учеников к конкурсу;

- в конференции для представления доклада «О состоянии защиты прав потребителей финансовых услуг».

Анализ работы специалистов по защите прав потребителей (еженедельный, ежемесячный, квартальный, годовой) размещается на сайте Бюджетного учреждения.

По результатам мониторинга обращений, поступающих к специалистам центра и пунктов, наиболее актуальными для потребителей продолжают оставаться следующие сегменты потребительского рынка: продажа технически сложных товаров (в т. ч. бытового назначения), мобильных телефонов, продовольственных товаров, мебели, одежды, оказание бытовых, жилищно-коммунальных, финансовых услуг.

В целом, в 2016 году в деятельности Бюджетного учреждения прослеживается положительная динамика в отношении реализуемых консультационными центрами и пунктами мероприятий по информированию и консультированию потребителей, практической помощи в урегулирования потребительских отношений.